Предлагаем вниманию учителей-предметников, классных руководителей сценарий проведения внеурочного занятия (интеллектуальной игры) «Спешите делать добро. Из истории меценатства и благотворительности», который может быть использован при изучении истории и мировой художественной культуры, основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также как самостоятельное мероприятие по итогам учебного года.

Сценарий внеурочного занятия «Спешите делать добро»

Козюра Елена Геннадьевна, методист МОУ «ГЦРО»

В рамках ежегодного Ярославского городского педагогического форума «Воспитываем вместе: успешные практики – успешные дети» 29 марта 2018 г. состоялась III Городская научно-практическая конференция «Возможности предметных областей «ОРКСЭ/ОДНКНР» в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников».

Цель: представить и распространить опыт педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших подростков в ОУ МСО г. Ярославля, создать условиях для повышения профессионального уровня педагогов.

Задачи:
- дать анализ и оценку опыта педагогической деятельности с точки зрения его результативности и применимости в обучении и воспитании младших подростков;
- способствовать внедрению актуального педагогического опыта в практическую деятельность педагогов по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

По итогам работы участники конференции отметили наличие большого количества докладчиков и интересных докладов, получение положительных эмоций, информации по формам, методам, приемам, актуальным проблемам преподавания предметов духовно-нравственной направленности, полезность опыта работы коллег-практиков и возможность его использования в педагогической деятельности. Многие почерпнули идеи для собственного творчества. Особо были отмечены сообщения молодых учителей, которые продемонстрировали свой опыт «уверенно, грамотно, интересно».

Предлагаем вашему вниманию материалы конференции, которые могут быть полезны тем, кто осуществляет поиск возможных способов и средств решения воспитательных задач, связанных с духовно-нравственным развитием и воспитанием школьников в условиях реализации требований ФГОС ОО, знакомится с наиболее актуальными направлениями и формами работы по этому направлению, заинтересован в использовании опыта работы педагогов МСО г. Ярославля в практической деятельности.

Козюра Е.Г., методист МОУ "ГЦРО"

 

В 2016/2017 учебном году состоялся I городской конкурс «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами предметов ОРКСЭ/ОДНКНР» на лучшую методическую разработку урока.

По результатам экспертизы материалов, представленных на Конкурс, члены жюри признали победителями:

1. Макарцову Светлану Федоровну, учителя МОУ «Средняя школа № 13» – 1 место.
2. Козюру Лесю Игоревну, учителя МОУ «Средняя школа № 70» – 2 место.
3. Кузьмичеву Ирину Анатольевну, заведующую библиотекой, учителя МОУ «Средняя школа № 49» – 3 место.

В соответствии с Положением о I городском конкурсе «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами предметов ОРКСЭ/ОДНКНР» и Протоколом заседания жюри конкурсные работы победителей Конкурса рекомендованы к размещению в БАПО и предметной странице ОРКСЭ/ОДНКНР (сайт МОУ «ГЦРО»):

1. Макарцова С.Ф. «Как Христианство пришло на Русь Православие в России». Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). Презентация

2. Козюра Л.И. «Заповеди». Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). Презентация

3. Кузьмичева И.А. «Дружба как нравственная ценность». Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).

Внеклассное мероприятие «Новый год и Рождество Христово» 1 класс. Автор — Кирюшатова Валентина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 14

 

Тема: «Освоение дидактического потенциала УМК по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Дрофа»

1. Учебно-методический комплект по предмету «ОРКСЭ» как инструмент формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника. Автор: Козюра Елена Геннадьевна, методист Городского центра развития образования, учитель МОУ СОШ № 71

2. Реализация деятельностного подхода на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», учебного предмета «ОРКСЭ» с использованием УМК издательства «Дрофа». Автор: Молодкина Жанна Евгеньевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания, ОРКСЭ МОУ СОШ № 31. Презентация

3. Методические особенности преподавания модуля «Основы православной культуры» на примере урока «Фреска и икона» УМК «Дрофа». Автор: Валенцева Татьяна Николаевна, учитель МХК, ОРКСЭ МОУ СОШ № 30

4. Возможности использования УМК издательства «Дрофа» в преподавании ОРКСЭ. Урок модуля «ОПК» «Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство)». Автор: Макарцова Светлана Федоровна, учитель истории и обществознания, ОРКСЭ МОУ СОШ № 13. Презентация

На сайте «Основы религиозных культур и светской этики» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва размещены методические пособия для учителяпоурочные разработки к учебникам издательства «Просвещение» по всем модулям курса «ОРКСЭ».

Скопировать электронный вариант интересующего вас пособия вы можете со страницы сайта «ОРКСЭ» или по данным ссылкам.

 

  • Валенцева Т.Н., учитель СОШ № 30, руководитель ГММО учителей Ленинского, Кировского районов пригласила на «открытый» урок по теме «Храм» (модуль «Основы православной культуры»); 
  • Макарцова С.Ф., учитель СОШ № 13, руководитель ГММО учителей Красноперекопского, Фрунзенского районов представила урок по теме «Монастырь» (модуль «Основы православной культуры»), презентация;
  • Акулинина О.А., учитель СОШ № 79, руководитель ГММО учителей Заволжского района провела мастер-класс «Проектирование урока по теме «Совесть» (модуль «Основы светской этики»). Конспект урока, презентация;
  • Акилова В.Н., учитель СОШ № 58, руководитель ГММО учителей Дзержинского района подготовила мастер-класс «Возможности корнесловно-смыслового метода на уроках ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики). Материалы урока, презентация;
  • Козюра Е.Г., методист ГЦРО, учитель СОШ № 71 в ходе мастер-класса «Использование технологии Интеллект-карт в процессе обучения младших школьников (на примере урока 23-24 «Праздники и календари») (модуль «Основы мировых религиозных культур») познакомила с образовательной технологией Интеллект-карт.

Государственным образовательным автономным учреждением Ярославской области «Институт развития образования» с 10 января по 6 марта 2012 г. был организован конкурс методических материалов учителейучастников апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Ярославской области.

Целью этого конкурса являлась активизация деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся в процессе преподавания курса ОРКСЭ; изучение и распространение лучшего опыта среди учителей.

А.В. ЛевитскийМетодологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие

Кулаков А.Е. Материалы курса «История религий в России: методическое сопровождение» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 88 с.

Кулаков А.Е. Материалы курса «История религий в России: методическое сопровождение» : лекции 5–8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 112 с.