21 мая состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Организационное совещание социальных педагогов. Подведение итогов за 2023/2024 уч.г. Утверждение плана работы МО на 2024/2025 уч. год». 

В ходе работы методического объединения были проанализированы мероприятия, которые проходили для социальных педагогов образовательных учреждений и при их непосредственном участии в течение учебного года. Обозначили основные актуальные задачи социальных педагогов ОУ, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период  до  2027 г.  

Выделили приоритетные направления работы социальных педагогов на 2024-2025 учебный год, учитывая   результаты мониторинга профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также результаты СПТ.

В ходе методического объединения приняли решение:

  1. Считать работу МО социальных педагогов удовлетворительной.
  2. Планировать организацию и проведение профилактической работы с обучающимися на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и результатов СПТ.

Презентация

23 апреля состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме:  «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних». 

 Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет.

Концептуальной основой модели профилактики является социально-психологический подход к проблеме суицида. С этой точки зрения любой психологический кризис, учитывая специфику подросткового возраста, следует рассматривать как суицидоопасный. Таким образом, профилактика суицидов, в конечном счете, является профилактикой развития психологического кризиса.

В ходе работы методического объединения  ознакомились с причинами аутоагрессивного поведения подростков. Об особенностях суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков пресуицида.

О мерах профилактики и предупреждения  детского суицида, связанных с социально-психологической поддержкой  детей в школе и в семье.

А также рассмотрели механизмы работы педагогов по профилактике суицида.

26 марта состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме:  «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, в том числе детей, с которыми проводится ИПР. Опыт работы ОУ».

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Проблемная тема школы – создание условий для успешного саморазвития и самоопределения личности ученика средствами  образовательного пространства школы. В том числе: оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду; профессиональное самооопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Развитие комплекса умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии.

В ходе работы методического объединения  ознакомились примерами программ организации профориентационной деятельности в образовательной среде.

Выступила:  Кожевникова А.В., педагог-психолог МОУ «средняя школа № 77».

Презентация

20 февраля состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме:  «Организация и проведения профилактической работы с несовершеннолетними через систему программного обеспечения. Опыт работы ОУ». 

Профилактика безнадзорности и правонарушений в подростковой среде через пропаганду ЗОЖ и организацию социально-значимой деятельности детей остается одним из приоритетных направлений деятельности социального педагога. При этом, необходимо создание единого профилактического пространства с привлечением всех субъектов профилактики в ОУ и привлечение внешних социальных субъектов профилактики.

На методическом объединении был представлен опыт работы по организации единого профилактического пространства педагогического коллектива ГОУ ЯО «Лицей № 86» и МОУ «Средняя школа № 13».

Выступили: социальный педагог ГОУ ЯО «Лицей № 86», Виноградова Юлия Геннадьевна. Социальный педагог и педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 13», Петрова Анна Юрьевна.

Презентация

23 января  состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Социально-педагогическое  сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, замещающих семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов».

Термин «ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ» принят Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.) дает следующее определение данному понятию: СИТУАЦИЯ, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.  Особенно, нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации.

На методическом объединении социальные педагоги ознакомились с типичными трудными жизненными ситуациями, в которых могут оказаться семьи с детьми. Определили основные аспекты работы социального педагога при организации социально-педагогического сопровождения семей с детьми, оказавшихся в ТСЖ.

Отдельно обсудили, особенности психолого-педагогического сопровождения детей – жертв насилия.

Презентации

19 декабря состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Инновационные технологии работы социального педагога с детьми с ОВЗ».

Организация образовательного, воспитательного процесса и процесса социализации обучающихся с ОВЗ  выделено как одно из приоритетных направлений деятельности всех специалистов образовательного учреждения, в том числе и социального педагога. Но при этом, важно знать особенности таких детей с разной типологией. Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

На методическом объединении социальные педагоги ознакомились с современными методами, приемами и технологиями в работе социального педагога с детьми с ОВЗ при организации коррекционно-развивающих занятий.

Обсудили необходимость создания специалистами общеобразовательного учреждения специальных условий для обучения, воспитания и социализации ребенка с ОВЗ, и обеспечение взаимопонимания, как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их сверстниками.

Презентация

21 ноября состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Работа с детьми, имеющими «зависимых» родителей».

Результаты мониторинговых исследований показали увеличение количества семей, поставленных на внешний учет по причине «зависимости» родителей. Задача школы не только в построении профилактической работы согласно межведомственному плану всех субъектов профилактики,  а обратить особое внимание на детей из таких семей, которые, чаще всего, не вызывают особой тревоги у учителей. Но, при этом, нуждаются в особом социально-педагогическом внимании взрослых.

На методическом объединении выступила педагог-психолог МОУ ГЦ ППМС, Бочарова Наталья Николаевна. Рассказала об особенностях в поведении детей «зависимых» родителей.  И дала рекомендации к построению социально-педагогического сопровождения таких детей.

17 октября состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Организация и проведение первичной и коррекционной профилактики среди несовершеннолетних по итогам СПТ в ОУ. Опыт работы ОУ».

Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем. Итоги тестирования  за сентябрь 2022 г. позволили выделить обучающихся с разной степенью вероятности вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение и другие проблемные зоны. Эти результаты еще раз подтверждают необходимость организации на базе ОУ единого профилактического пространства с привлечением всех субъектов профилактики.

На методическом объединении был представлен опыт работы по  организации и проведению профилактики и коррекции поведения подростков, оказавшихся в зоне риска по итогам СПТ.

Выступили: социальный педагог МОУ СОШ № 74;  социальный педагог и педагог-психолог МОУ СШ № 44.